На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Курские новости

1 подписчик

«Бизнес журнал» рассказал о состоянии и перспективах санаторно-курортной отрасли

Персоной февральского номера «Бизнес журнала» стал медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов. Предлагаем к вашему вниманию интервью.

Персоной февральского номера «Бизнес журнала» стал медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов.

Предлагаем к вашему вниманию интервью. Активный туристический сезон на низком старте. Туристы уже раскупают Турцию на майские, стараются успеть на горнолыжные курорты и сильно заранее бронируют места в санаториях ряда регионов. Чтобы успеть первыми сделать лучший выбор в топовых локациях, желающим поправить здоровье приходится начинать почти за год. При этом под вопросом отдых в суперпопулярной Анапе, пятна мазута «доползли» до Крыма - круг возможностей слегка сужается, но в игру вступают новые игроки - санатории Приазовья. Море, солнце и целебные источники у них тоже есть, но смогут ли они составить конкуренцию уже раскрученным локациям? Наш диалог с медицинским директором Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаилом Даниловым начинаем с текущей информационной повестки, но стратегическая цель интервью - сконцентрироваться на состоянии санаторно-курортной отрасли и перспективах, которые у нее есть. Интерес к ней заметно подрос, но хватает ли этого импульса для активного роста и развития? Судя по мнению большинства экспертов, спрос здесь по-прежнему превышает предложение, а инвестиции в этот конкретный сегмент существенно отстают от темпов отельного бизнеса. - Что на сегодня можно сказать о последствиях разлива мазута в Анапе для санаторно-курортной отрасли? - Сейчас очень мало точных данных о ситуации, и ещё меньше точных научных прогнозов. Я имею в виду данные объективного анализа морской воды, грунта, оценки предельно допустимых концентраций, допусков к купанию. Из диалогов с широким кругом отраслевого сообщества, которые поддерживает Ассоциация, мы видим, что работающие в Анапе коллеги в моменте по-разному оценивают ситуацию, и это нормально. И, конечно, нет точных прогнозов, как все изменится под воздействием более высоких температур. Кто-то считает, что мазут ещё всплывёт, но, повторюсь, это не научные прогнозы, а скорее ожидания и предположения. Поэтому пока многие оценки можно считать субъективными. Кто-то, рядом с кем пляжи убраны и мало подверглись выбросам, относительно спокоен, другие же опасаются спада спроса. Некоторые гости и крупные заказчики, по словам отраслевиков, отменяют брони, другие сообщают о сохранении глубины бронирования и уверены в сезоне. У оздоровительной сферы есть преимущество - если санаторий обладает сильной медицинской базой, то для людей, которые едут туда на лечение, то, что происходит на море, волнует не в первую очередь, так что последствия разлива могут быть не главными при принятии решения о поездке. Мы допускаем, что на некоторых пляжах купание на море будет затруднено, но нужны точные ответы ближе к началу сезона, когда будут анализы и допуски, а не субъективные рассуждения по этому поводу. - Каковы ваши ожидания от сезона-2025? - На сезон будут оказывать воздействие два противодействующих фактора. С одной стороны, есть все основания для сохранения спроса. Выездной туризм по-прежнему ограничен, прежде всего, из-за ценового фактора. Объем выездов сильно уменьшился: с 20 млн в 2019 году до 7 млн в 2023. Частично этот поток переместился на внутренний рынок и распределился по всем видам, в том числе оздоровительному отдыху. К этому присоединились прочие факторы: последствия пандемии, послестрессовые состояния, тренд на заботу о здоровье. В текущей ситуации, пока все неспокойно, можно ждать роста внутреннего туризма в целом и в санаторно-курортной отрасли в частности. Однако есть и существенный контрфактор - быстро растущая стоимость отдыха. Пока он сказывается не на количестве отдыхающих на курортах и в санаториях, а на средней продолжительности отдыха - она понемногу снижается, пока не существенно, в среднем на десятые доли процента в целом по году. Отсюда могу сделать следующий прогноз: общие цифры объема отдыхающих по санаторно-курортному отдыху сохранятся, и, возможно, в предстоящем году прирастут, но не более чем на 2-4%. Возможно, из-за разлива мазута в Краснодарском крае мы увидим незначительное перераспределение потоков по другим регионам. Большого прироста мы не ожидаем, потому что в отрасли довольно медленно появляется новый высококачественный номерной фонд, чтобы удовлетворить требования клиентов. - Белорусские санатории сколько забирают? Чем они лучше российских? - Белорусские санатории - это классика, они сохранили все традиционные форматы, в них хорошо стандартизирован сервис, где-то отдых в них без особой экзотики и новизны, но качественный для среднего ценового сегмента, при прочих равных размещение с лечением в них нередко стоит дешевле российского. Играет роль и сила новых впечатлений - все-таки это выезд в другую страну, оздоровление совмещается с культурно-познавательным туризмом. - За прошлый год заметно подрос по числу отдыхающих Бердянск. Как вы оцениваете шансы Приазовья переманить к себе часть турпотока? - С точки зрения природной составляющей у региона хороший потенциал: есть море, пляжи, природно-лечебные факторы, многие курортные локации давно известны курортологам. Конечно, сейчас действует фактор повышенной опасности, сложная логистика, инфраструктура пока не восстанавливается, качество номерного фонда в основной массе не очень высокое - это текущий статус. Но спрос весьма разнообразен, ценовых сегментов в туриндустрии множество - у недорогого сегмента всегда есть свой покупатель. Перспективы же роста привлекательности приазовского региона для оздоровительного туризма напрямую будут зависеть от обстановки и от заинтересованности инвесторов в развитии региональных курортов. - Можно ли говорить, что за последние несколько лет курортная отрасль в целом, а не только в отдельно взятых регионах, стала активнее развиваться на волне тех трендов, о которых вы упомянули? - Внимание к санаторно-курортному лечению растет. Мы констатируем, что люди все более осознанно выбирают отдых с заботой о здоровье. Могло бы быть больше. Курортная индустрия состоит из нескольких сегментов, кроме санаториев, есть велнес и СПА-отели, другие форматы, не по всем у нас есть официальная статистика. Отдельные виды отдыха сложно поддаются подсчетам: например, гостевые дома. Как правило, это неконтролируемые сегменты, далекие от медицины, поэтому мы больше наблюдаем за санаторным сегментом, так как он прозрачен и измерим. И мы видим, что за последние несколько лет бурного развития внутреннего туризма в нашей нише на ведущих курортных направлениях сложилась парадоксальная ситуация. Средняя загрузка санаториев в РФ по году - порядка 48%, но в популярных санаторно-курортных локациях наблюдается острый дефицит мест. Люди вынуждены покупать путевки сильно заранее, чуть ли не за год, в среднем глубина бронирования санаторного отдыха в популярных регионах составляет девять месяцев. При этом существенная часть объектов в целом по отрасли остается недозагруженной, и, как правило, это те, кто обладают устаревшим номерным фондом. Его по-прежнему очень много по стране, и он довольно медленно реновируется. И наоборот, те, кто вовремя обновил инфраструктуру, получают больший и стабильный поток отдыхающих. - Как в целом выглядит ситуация с местами размещения в санаторно-курортной отрасли? - Когда мы сравниваем эталонный для туриндустрии 2019 год с 2023, по которому есть полная статистика, мы видим, что число посещений санаториев увеличилось в среднем на 350 тысяч человек в год. За это же время, по данным статистики, в отрасли прибавилось 13,5 тысяч мест. Поскольку мы точно знаем, что новые санатории в этот период практически не открывались (в лучшем случае стартовал один новый объект в год, и только в 2024 году вновь открылись три санатория, причём два из них - после реновации), можно точно предположить, что новые места - это в основном обновлённый номерной фонд. И далее можно сделать закономерный вывод: отрасль прирастает в объёме спроса ровно на столько, сколько создаётся номеров «нового качества». Поэтому можно также уверенно полагать, что потенциал роста спроса (количества отдыхающих) в отрасли есть, и самые высокие шансы получить хорошую заполняемость именно у новых или обновлённых объектов. - Что сегодня влияет на клиентский выбор санатория, и насколько ему важна официальная классификация, категория конкретного санатория? - По моему убеждению, стремление искусственно, нормативно разложить по категориям оздоровительный сектор, разделить его на чёткие разделы: велнес отдельно, спа отдельно и так далее, преследуя одновременно цели госрегулирования отрасли и удобство для потребителя, - задача мало выполнимая, так как запросы у этих заинтересованных сторон разные. Разные категории объектов оздоровительного отдыха терминологически очень сильно пересекаются, «переходят» друг в друга, поэтому достичь единого мнения, по какому принципу делить, будет трудно, а административной формализацией можно вообще убить продукт. Для клиента подобная разбивка - еще бо́льшая путаница, придется как-то объяснять разным клиентским группам, чем отличаются между собой категории. При этом мы видим: когда люди хотят определиться в выборе, они смотрят, что даст им продукт. Отличить форматы оздоровительного отдыха с точки зрения клиентского запроса несложно, ведь каждый гость подбирает себе отдых, исходя из своей индивидуальной цели. На сайтах организаций всё подробно предложено именно в таком контексте. Как правило, подбор, например, санатория определяется диагнозом, ищут конкретные программы по конкретным заболеваниям, а в других форматах оздоровительного отдыха запросы уже другие. Поэтому классификационные категории, на наш взгляд, должны сначала «созреть» в сознании аудитории, и тогда, может быть, их можно будет формализовать, а иначе ими просто никто не станет пользоваться. Если брать за ориентир «звёздность» в отельном сегменте, то это уже сложившаяся общемировая градация, но она вызревала много лет в сознании аудитории, и все же пока она только градуирует уровень сервиса и то преимущественно при размещении в номерном фонде и частично в питании, никак не касаясь оздоровления. При подборе санатория куда более важный и сложный вопрос для потребителя: как между ними выбрать, понять, какой из них будет оптимален с точки зрения достижения результата при конкретном диагнозе? Турагентства даже не берутся за эту задачу, поскольку специалисты такого профиля в дефиците. Клиенту нужна не классификация, а маршрутизация, помощь опытного специалиста. - А как регулируется вопрос качества услуги, предоставленной в санатории? Он вообще актуален для санаторно-курортной индустрии? - Медицина стоит на фундаментальных основах качества и безопасности, в ней не может быть услуг ниже определенного качества, иначе это не медицина, а преступление. Предоставлять кому бы то ни было медицинскую помощь качеством ниже, чем другому, не соответствует принципам гуманности и медицинской этике, поэтому медуслуги не градуируют по уровню качества на несколько ступеней или «звёзд». Есть государственные стандарты и порядки оказания медпомощи, которым организация должна соответствовать по умолчанию, если у неё есть лицензия. А если говорить о качестве сервиса в номерном фонде санатория, то он теперь тоже стал объектом категоризации по системе «звёздности», которая и для санаториев стала обязательной. - Санаториев какого профиля не хватает на рынке? Есть ли свободные ниши, или вопрос стоит по-другому: больше санаториев, хороших и разных? - Сейчас, прежде всего, не хватает любых санаториев с качественным номерным фондом и современной инфраструктурой. По мере насыщения предложения и роста конкуренции между качественными объектами будет возникать необходимость углубления медицинской специализации, и тогда участники отрасли будут делать выбор: кто-то будет создавать монопрофильные санатории, специализирующиеся на лечении одной группы заболеваний, или ещё более узкие форматы, к которым относятся medical-spa, клиники превентивной медицины и другие. В массовом сегменте, возможно, более эффективны будут многопрофильные учреждения, в них лечение и отдых, как правило, будут дешевле, чем в монопрофильных. К тому же люди чаще всего имеют несколько нюансов по здоровью, поэтому им нужно многопрофильное лечение, оздоровление, профилактика. Сейчас в отрасли реализуется примерно 20 инвестпроектов, и для них явно есть простор. - Многие эксперты санаторно-курортной отрасли заявляют, что инвестиции в нее существенно меньше, чем в другие виды отдыха. Почему так? - Если говорить об общей сумме средств, привлеченных в инфраструктуру оздоровительного туризма в сравнении с другими видами объектов гостеприимства, то, безусловно, согласен. Инвестиции сосредоточены в отельном сегменте, который в принципе значительно больше сам по себе. В то же время логика инвесторов, предпочитающих вкладываться в отели, понятна. Все, что связано с медициной, сложнее с точки зрения набора необходимых компетенций. Медицинским учреждением сложнее управлять, подобный проект уже на входе требует больше знаний и несет в себе больше рисков. Прибавьте к этому дефицит медперсонала - его и в базовой медицине не хватает, и в санаторно-курортной сфере тоже. В санаторной индустрии гораздо меньше крупных игроков, между тем в отельном бизнесе много сетей, они могут привлекать больше инвестиций за счет масштаба. В больших сетевых структурах есть менеджерские команды, которые организуют инвестиционный процесс на регулярной основе. В санаторном сегменте больше одиночных игроков, они самостоятельно решают все операционные и инвестиционные задачи. Отельный сектор пользуется готовыми стандартами, в санаториях они сложнее - фактически они только создаются. На фоне всего этого крупному бизнесу в отельной сфере проще масштабироваться. - Что поможет санаторно-курортной отрасли привлечь больше инвестиций? - Ответ очевидный: более доступные кредиты. В отрасли уже появились одиночные участники, которые хотели бы развивать санаторный профиль, но деньги сейчас очень дорогие. Мы считаем, что оздоровительный туризм нуждается в приоритетной адресной программе господдержки инвестиций. Инвесторов, желающих развивать именно санаторный формат, не так много, необходимо создавать дополнительные стимулы, чтобы их становилось больше, и начать надо с субсидирования ставки по кредиту, она должна составлять для проекта по санаторному профилю менее 3%. Оптимально было бы создавать инвестиционные инструменты, нацеленные на реновацию существующих объектов. Пока же большинство отраслевых участников имеют возможность развития только за счёт реинвестиции собственных средств, либо, если это касается ведомственных и корпоративных санаториев, за счет средств «материнских» компаний и ведомств. Государству необходимо взять на себя формирование положительного имиджа санаторно-курортного лечения и более глубокую интеграцию этого звена здравоохранения в заботу о здоровье граждан.

TRANSLATE with x

English

Arabic Hebrew Polish

Bulgarian Hindi Portuguese

Catalan Hmong Daw Romanian

Chinese Simplified Hungarian Russian

Chinese Traditional Indonesian Slovak

Czech Italian Slovenian

Danish Japanese Spanish

Dutch Klingon Swedish

English Korean Thai

Estonian Latvian Turkish

Finnish Lithuanian Ukrainian

French Malay Urdu

German Maltese Vietnamese

Greek Norwegian Welsh

Haitian Creole Persian

TRANSLATE with

COPY THE URL BELOW Back

EMBED THE SNIPPET BELOW IN YOUR SITE

Enable collaborative features and customize widget: Bing Webmaster Portal Back

 

Ссылка на первоисточник
наверх